Из опыта работы

Нравственное воспитание — это  целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Дошкольный возраст — период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.  Действенным средством воспитания нравственных чувств является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства, как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности.  К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео просмотры, компьютер.

Работая воспитателем,  моя задача  приобщить  детей к книгам. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Я обращаю особое внимание на отбор художественных произведений, на предметно — развивающую среду.  Прослушав художественные  произведения,  у детей  формируется отношение  к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие.

Все мы знаем, что детей дошкольного возраста  очень привлекают книги разного жанра. Именно они помогают  пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил.

по результат диагностики детей средней группы я выявила, что:

  1. книга приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;
  2. художественные произведения (рассказы, стихи, сказки и т.д.) учат детей размышлять, развивают  творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

Именно из произведений художественной литературы ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. И в этом должны так же принимать участие родители.

К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другую художественную литературу, поэтому я для родителей своей группы  провожу консультации, беседы, родительские собрания, анкетирования, привлекаю к оформлению книжного уголка.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

СКАЧАТЬ